Царица наук, или “cама меряет, было бы что мерить…”

8 сентября в Москве будут выбирать мэра. Понятно, что им станет действующий градоначальник Сергей Собянин, а оппозиционер Алексей Навальный наберет в лучшем случае процентов 15-17 голосов, так что никакой интриги в предстоящем голосовании нет. Откуда это известно заранее? Приоткрыть завесу будущего позволили, как обычно, социологические опросы. Именно благодаря им москвичи уже знают, кто будет стоять во главе их города. Конечно, оппозиция эти данные оспаривает, называя социологов продажными прислужниками политической конъюнктуры. И проводит собственные соцопросы, результаты которых, мягко говоря, выглядят несколько по-иному. То есть происходят обычные в предвыборный период процессы. Однако на днях произошло нечто, заставившее взглянуть на ситуацию с совершенно неожиданной стороны.

Один из соцопросов показал, что 6% москвичей наблюдали за теледебатами с участием Собянина. При этом две трети считают, что мэр превзошел своих оппонентов, а остальные — что уступил им. Между тем Собянин загодя отказался от участия в теледебатах, ни с кем он не дискутировал и поэтому никого не превзошел и никому не уступил. Речь не о том, хорошо он поступил или плохо. Задумаемся: почти миллион жителей российской столицы видели то, чего не было в природе. И не только видели. Они имеют по этому вопросу вполне конкретное мнение: “Мэр победил!”, “Нет, он выглядел неубедительно!”

То есть происшедшее не имеет никакого отношения не только к социологии, но и даже к реальности. Сами организаторы опроса, надо сказать, были достаточно шокированы полученными результатами. Журналисты посмеялись и забыли — слишком много в Москве происходит событий, чтобы даже самая сенсационная новость удержалась в “топах” новостных выпусков дольше полусуток. А ведь это не рядовое событие. Это — явление. Которое свидетельствует о том, что не всегда глас народа — это глас Божий, и уж тем более опровергает расхожее мнение относительно того, что “народ всегда прав”. Конечно, можно сказать, что замученные проблемами огромного города москвичи просто не вдумываются в свои ответы. Но уж очень много получается таких не слишком вдумчивых. Быть может, каждый видит то, что хочет увидеть? Или ответить то, что, по его мнению, будет приятно услышать социологам (властям, людям действующего градоначальника, агентам спецслужб и т.п.)? Ответа нет.

Переносясь на местную почву, заметим, что и у наших людей забот не меньше, а соцопросы распространены едва ли не больше, чем в России. И мы, критикуя социологов, при всем том как-то привыкли в целом доверять их данным. А тут, получается, даже самим себе доверять нельзя. Потому что нет гарантий, что и у нас подобного конфуза не случится. Наоборот, очень даже может быть. Ведь многие граждане, даже те, которые в советские времена пожить не успели, на генетическом уровне усвоили бессмертную максиму: “Я Солженицына не читал, но осудить готов в любой момент”. Поэтому стоит ли думать над вопросами социологов, ответим так, как “положено”…

Великолепный Остап Бендер, сплавив на рынке наивному крестьянину невесть откуда взятую астролябию, заверил доверчивого покупателя, что эта штуковина “сама меряет, было бы что мерить”. Вот и социология — вместо того чтобы предстать в ореоле царицы наук, во всяком случае — гуманитарных, она все больше напоминает эту самую астролябию. Меряет там чего-то, а что — понять невозможно. Не отражает истинных настроений широких масс, для чего, собственно, и существует. Или отражает, но вовсе не то, что нужно. Обидно, что и говорить. Чтобы выйти из этого неудобного положения, социологам стоило бы провести очередной опрос и выяснить хотя бы, какой процент респондентов твердо понимают, о чем именно их спрашивают. И сколькие из них опасаются отвечать так, как в реальности думают. Полагаем, результаты такого опроса способны стать для нас очень большим сюрпризом. Зато впредь социология и астролябия займут в нашей жизни изначально положенные им места.

Армен ХАНБАБЯН 

газета «Новое время»  03.09.2013г.  

постоянная ссылка на статью — http://www.nv.am/region/29784-2013-09-03-05-55-44

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s